|
ВИДЕОТЕКА |
Летняя школа «Современная математика», посвященная памяти Виталия Арнольда, 2017
|
|||
|
Модель пересыпания песка и дивизоры на графах. Занятие 4 Н. С. Калинин |
|||
Аннотация: Песочные модели независимо появились как минимум трижды — в комбинаторике, теории чисел и в стат. физике (как архетипичный пример самоорганизующейся критичности). Состояние модели на графе задаётся количествами песчинок в вершинах графа и эволюционирует по следующему правилу: если количество песчинок в вершине не меньше её степени, то вершина отдаёт по одной песчинке каждому из своих соседей. Такая операция называется обвалом (toppling). Эта простая модель, вместе с тем, имеет множество интересных свойств. Например, множество возвратных состояний (таких, которые встречаются бесконечное количество раз в некоторой динамике) образует группу. Более того, для графов верна теорема Римана–Роха — аналог фундаментального результата для римановых поверхностей. В симуляциях песочной модели можно увидеть картинки фрактального и кусочно-квадратичного типа, и лишь немногие из них получили строгое математическое обоснование на данный момент. Эта область содержит много открытых проблем и интенсивно развивается: только в 2016, посредством изучения случайных деревьев на плоскости, было наконец доказано, что распределение лавин в некоторой динамике песочной модели удовлетворяет степенному закону — что было экспериментально открыто тридцать лет назад, в 1987, и является основной причиной популярности песочных моделей в стат. физике. Необходимо знать что такое группа (или спросить, я готов перед курсом объяснить за пять минут). Остальные объекты будут определены по курсу и проиллюстрированы подборками задач. Рекомендуется просмотреть (хотя бы бегло) материалы старых курсов в Дубне, неожиданным образом связанных с этим курсом: «Тропическая геометрия» М.Э.Казаряна, «Повесть о двух фракталах» А.А.Кириллова. На странице http://mathcenter.spb.ru/nikaan/misc/sand.html появятся материалы к курсу. Website: https://www.mccme.ru/dubna/2017/courses/kalinin.html
|