![]() |
|
СЕМИНАРЫ |
|
|||
|
Парменид и неоплатоники А. И. Буфетов |
|||
Аннотация: μοῦνος δ᾽ ἔτι μῦθος ὁδοῖο λείπεται ὡς ἔστιν· ταύτῃ δ᾽ ἐπὶ σήματ᾽ ἔασι πολλὰ μάλ᾽, ὡς ἀγένητον ἐὸν καὶ ἀνώλεθρόν ἐστιν οὖλον μουνογενές τε καὶ ἀτρεμὲς ἠδ᾽ ἀτέλεστον οὐδέ ποτ᾽ ἦν οὐδ᾽ ἔσται, ἐπεὶ νῦν ἔστιν ὁμοῦ πᾶν, ἕν, συνεχές· τίνα γὰρ γένναν διζήσεαι αὐτοῦ; πῇ πόθεν αὐξηθέν; На этом пути остается Только то, что eсть. На этом пути перед нами Много примет у него: оно нерожденно, несмертно, Цельно, единородно, недвижно, полнопредельно, Не было и не будет, но есть, но ныне, но вкупе, Слитно, едино. Какое ему ты приищешь начало? Как и откуда ему возрасти? [перевод М.Л. Гаспарова] Что значит — «быть»? И как можно об этом говорить? Ведь чтобы о чём бы то ни было говорить, необходимо, чтобы то, о чём говорят — было; но тогда невозможно говорить о значении самого слова «быть». В лекции мы попробуем проследить влияние Парменида — и автора поэмы, и героя диалога — на неоплатоников, в первую очередь, на Плотина, с особенным акцентом на понимание математики у неоплатоников в рамках спора Платона и Аристотеля о реальности математических объектов. |