RUS  ENG
Полная версия
ВИДЕОТЕКА

V Конференция математических центров России
12 августа 2025 г. 17:00, г. Красноярск, Сибирский федеральный университет


История математики в школьном преподавании: pro et contra

А. И. Буфетовab

a Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук, г. Москва
b Санкт-Петербургский государственный университет



Аннотация: Вопрос о роли истории математики в школьном курсе дебатируется давно и горячо, и, конечно, не только в России. В самом сжатом виде попробуем резюмировать главные доводы:

За:
  • 1 Математику открывают люди. Живые, полнокровные, яркие, разносторонние люди. Рассказ об Эратосфене и аль-Каласади, о Лобачевском и Коши, о Тьюринге и Колмогорове вызывает живой интерес учащихся.
  • 2 Математическая идея (например, идея объема) глубже осознается тем, кто знает ее историю.
  • 3 Математики творят иногда в одиночестве, но всегда живут в обществе, в разных обществах играют очень разные роли. Представление о контексте математики в истории обогащает учащегося.


Против:
  • 1 Математика — трудный предмет. История математики — трудная дисциплина. Не нужно делать трудное труднее.
  • 2 Если условно разделить историю математики на историю людей, историю идей и историю математических школ, то история идей слишком трудна, история математических школ слишком скучна, а история людей слишком легкомысленна для школьного курса.
  • 3 Учащиеся хотят играть и решать конкретные, интересные, увлекательные задачи. Им не интересны ни Египет, ни Эллада, ни Аменемхет Первый, ни Великий Александр.

В рамках доклада мы сравним положение истории математики в школьном курсе разных стран — в частности, Италии, Японии, Швеции, Израиля — и попробуем понять: нужна ли история математики русской школе?


© МИАН, 2025