RUS  ENG
Полная версия
ВИДЕОТЕКА

Научная сессия МИАН, посвященная подведению итогов 2025 года
18 ноября 2025 г. 16:55, г. Москва, МИАН, ауд. 104 + online


Физические подходы в машинном обучении

С. В. Козырев, И. А. Лопатин, А. Н. Печень


https://vkvideo.ru/video-222947497_456239140

Аннотация: Приведено [2] объяснение гроккинга (отложенного обобщения) для перепараметризованных моделей теории обучения как проявление второго закона термодинамики, объяснены свойства гроккинга как модели статистической физики (размер времени задержки при переходе к обобщению и зависимость этого времени от размера обучающей выборки). Также гроккинг с точки зрения физики упоминался в [3].
В [1], [3] введена модель хищник‒жертва ‒ метод теории обучения с двумя взаимодействующими агентами.
В [4] метод хищник-жертва применен к задачам гроккинга, достигнуто ускорение перехода к обобщению в сто раз для модельных примеров. Рассмотрены различные примеры гроккинга, исследованы его характеристики.

Список литературы
  1. S. V. Kozyrev, I. A. Lopatin, A. N. Pechen, “Control of Overfitting with Physics”, Entropy, 26 (2024), 1090, arXiv: 2412.10716  mathnet  crossref
  2. S. V. Kozyrev, How to explain grokking, arXiv: 2412.18624
  3. S. V. Kozyrev, I. A. Lopatin, A. N. Pechen, “Generalization in learning: Eyring formula and predator-prey model”, Lobachevskii Journal of Mathematics, 46:6 (2025), 2591–2600  mathnet  crossref
  4. I. A. Lopatin, S. V. Kozyrev, A. N. Pechen, Predator–Prey Model: Driven Hunt for Accelerated Grokking, arXiv: 2509.10562
  5. S. V. Kozyrev, “Action in Physics, Biology and AI”, p-Adic Numbers, Ultrametric Analysis and Applications, 17:4 (2025), 379–384 (в печати)


Статьи по теме:


© МИАН, 2025