|
СЕМИНАРЫ |
Научный семинар «Актуальные проблемы геометрии и механики» имени проф. В. В. Трофимова
|
|||
|
Пространственные структуры в географии: культурно-исторические аспекты (памяти профессора В. В. Трофимова (1952–2003)) М. Ю. Березкин Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, географический факультет |
|||
Аннотация: Пространство как понятие имеет глубокие донаучные корни. Представление о пространства как и о времени менялось в истории — от 2-х мерного до 3-х мерного и до 4-х мерного. Время — суточный, сезонный ритм природных циклов, а пространства — это время для перемещения от одного объекта к другому. И только со становлением современной, европейской науки (после эпох Возрождения и Реформации) время стало представляться как равномерно текущий процесс (что, кстати, в природных системах не бывает). Так сложилось ньютоновское понимание пространства и времени: пространство — “пустое вместилище всех вещей”, объекты — самостоятельные сущности не связанные друг с другом, следовательно, время — равномерно текущий процесс. Отличное от этого было лейбницевское понимание пространства: пространство — это мир всех вещей, состояний взаимодействующих систем, следовательно, время — чередование состояний в системе. В географии пространство принято понимать, как то, что находится вместе: города и страны, растительность и почвы. Поэтому географию часто принято считать как “пространствоведение”. Это и так и не так. Зачастую термином пространство обозначают то, что относится к другому термину — “территориальность”. Его используют для характеристики объекта, когда важна лишь протяженность или место в системе координат последнего, а временем можно пренебречь. Но если фактор времени существенен, то лишь тогда следует использовать понятие пространство. Пространство — не является соотношением любых объектов (их взаимное расположение), а является соотношением только взаимодействующих объектов. Таким образом, географическое пространство — совокупность отношения между объектами, расположенных на конкретной территории и развивающихся во времени. Географическое время течет быстрее в тех системах, в которых динамика процессов интенсивней. В географических исследованиях этого часто не замечают, и это приводит ко многим неточностям и заблуждениям. Например, ландшафтная карта мира фиксирует “летнее” состояние ландшафтов, что не отражает реальную картину мира. С вводом в характеристику ландшафтов времени, т.е. отслеживание динамики изменений состояний ландшафтов в течении года можно получить отвечающую реальному положению вещей картину. Таким образом была создана ландшафтно-этологическая карта мира (Беручашвили, 1986). Ландшафт можно охарактеризовать определенной скоростью изменения или перемещения в пространстве и времени. Тогда ландшафт представляет собой некий клубок геосистем совместно движущихся по траектории пространство-время. Нет статичных ландшафтов, все они в каждый момент времени динамизируют, перемещаются в пространстве. Это крайне сложный процесс и география пока не в обладает адекватным теоретическим и практическим потенциалом. Поэтому в основном используется путь экспертных оценок с использованием набора и соотношения компонентов. Основной вывод, сделанный по ландшафтно-этологической карте, можно свести к следующему. В основных чертах, ландшафты выделенный по этологическим циклам совпадают с культурно-историческими областями мира: “арабский мир”, т.н. “черная Африка”, Латинская Америка, однотипные с ландшафтно-этологической точки зрения территории Восточной, Юго-восточной и Южной Азии. Пространство создается не только вещами, но и смыслами. В противном случае многомерные пространство, которые разрабатываются в математике, невозможно было бы признать реальными, а лишь фантазиями. Пространство не может существовать без идеи пространственности. Пространство может быть много, но пространственность — одна. Пространственность не просто пространство тел (“физическое” пространство), из чего исходит позитивизм, а пространство процессов, взятых вместе с мыслью о них. Понятие пространство оказалось необходимым человеку для того, чтобы собрать, организовать свое знание о мире. Также поступает и география: она сознает свое пространство, но не просто как “вместилище” всех наших земных “где”, а как наполненную смыслом эмпирическую реальность. Как говорит известный географ и культуролог Ю. А. Веденин — “пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство”. 1. Беручашвили Н. Л. Четыре измерения ландшафта — М., 1986. 2. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М., 1997. 3. Костинский Г. Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН, сер. геогр., 1997, № 5. |