RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Автоматика и телемеханика // Архив

Автомат. и телемех., 2017, выпуск 10, страницы 168–188 (Mi at14909)

Эта публикация цитируется в 5 статьях

Управление в технических системах

Адаптация элементов крыла (“перьев”) самолета в турбулентном потоке с помощью мультиагентного протокола

О. Н. Граничинab, Т. А. Хантулеваab

a Санкт-Петербургский государственный университет
b Институт проблем машиноведения РАН, Санкт-Петербург

Аннотация: Миниатюризация и увеличение быстродействия вычислителей, датчиков и исполнительных устройств открывают новые возможности интеллектуального управления сложными мехатронными системами на переходных процессах и в условиях турбулентности. Ранее вопросы адаптивного управления в изменчивой среде и с изменяющейся во времени структурой пространства состояний исследовались незначительно из-за ограниченных возможностей практической реализации. Изменение структуры пространства состояний (размерности) возможно при активном взаимодействии с окружающими системами. В статье на примере самолета с большим количеством распределенных по поверхности “перьев” – элементов с датчиками давления и исполнительными поворачивающимися устройствами – показано, что в сложных системах адаптация к изменениям структуры внешних возмущений может происходить за счет внутренней самоорганизации, как и в мультиагентных системах. В условиях турбулентности для задачи выравнивания влияния возмущающих сил на разные элементы крыла и преобразования обтекания самолета в режим, близкий к ламинарному, рассматривается возможность применения мультиагентного протокола. Работоспособность нового подхода иллюстрируется с помощью специально изготовленного экспериментального стенда, позволяющего проводить реальные физические эксперименты.

Ключевые слова: мультиагентные технологии, самоорганизация, турбулентность, полет самолета, адаптация, скоростной градиент.

Статья представлена к публикации членом редколлегии: П. С. Щербаков

Поступила в редакцию: 13.10.2016


 Англоязычная версия: Automation and Remote Control, 2017, 78:10, 1867–1882

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024