Аннотация:
Рассматривается проблема реализации системы управления беговой платформой для организации комфортного перемещения человека в виртуальной реальности с возможностью адаптации скорости платформы в зависимости от характера перемещения пользователя, что позволит повысить комфортность и степень погружения в виртуальное окружение. В статье используются управляемая беговая платформа (реализуемая на базе однонаправленной беговой дорожки) и система позиционирования человека на основе датчиков (трекеров) виртуальной реальности, что обеспечивает достаточную частоту и точность позиционирования человека. Для платформы разработано программное обеспечение, способное осуществить сбор данных о перемещении пользователя и сравнение различных алгоритмов управления. Осуществлена формализация набора функций для управления платформой, в том числе разработанных в рамках данного исследования, проведены их сравнение и оценка. В ходе экспериментальных исследований определены оптимальные функции управления для рассматриваемой беговой платформы. Выявлены преимущества и недостатки каждой функции. Научная новизна исследования заключается в реализации новых функций управления беговой платформой для повышения ее адаптивности к действиям пользователя за счет снижения среднего отклонения человека от начальной позиции и, следовательно, негативных эффектов колебания и инерции. Практическая значимость состоит в совершенствовании процесса сопряжения виртуальной реальности с устройствами, имитирующими передвижение человека (в рамках данного исследования — однонаправленной беговой дорожки), и разработке соответствующего программного обеспечения. Полученные результаты могут быть адаптированы под всенаправленные беговые платформы.
Ключевые слова:адаптивная беговая платформа, система управления, анализ движений человека, перемещение в виртуальной реальности.
Статья представлена к публикации членом редколлегии:А. И. Михальский
Поступила в редакцию: 03.08.2021 После доработки: 15.11.2021 Принята к публикации: 20.11.2021