Аннотация:
Рассматривается возможность мониторинга текущего состояния трансмиссионных валов на основе адаптивной системы с эталонной моделью. На примере газотурбинного двигателя решена задача оценивания угла закручивания вала, передающего крутящий момент свободной турбины через редуктор к винту, при условии конечного значения крутильной жесткости вала. Угол закручивания характеризует текущее состояние вала и может быть использован для упреждающего отключения двигателя в случае разрушения трансмиссии. Показано, что предложенная адаптивная система оценки угла закручивания вала обеспечивает высокую динамическую точность на стационарных и нестационарных режимах работы двигателя. Математическое моделирование подтвердило работоспособность системы в условиях, близких к реальным, в частности, при действии случайных помех измерения.
Статья представлена к публикации членом редколлегии:В. А. Лотоцкий