ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Информатика, математика и логика в аспекте межпредметной и метапредметной образовательной связи
М. М. Абдуразаковa,
О. Ю. Лягиноваb,
О. Н. Цветковаc a Российская академия образования (г. Москва)
b Череповецкий государственный университет (г. Череповец)
c Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва)
Аннотация:
В статье рассматривается проблема обучения информатике, математике и логике в современном образовании, в частности, в средней общеобразовательной школе в качестве наследуемых от проблем сложившихся соотношений наук информатики и математики, а также порождённых сложившимися формами и практикой обучения в системе общего образования.
Рассматриваются методологические аспекты обучения информатике, математике и логике свойственные им и применяемые к ним в дифференцированной форме:
-
содержательный подход, свойственный информатике и применяемый в математике и логике;
-
формальный подход, свойственный математике и применяемый в информатике и логике;
-
социокультурный подход, свойственный триаде "
информатика-математика-логика".
На фоне имеющегося соответствия выделенных подходов (или меры этого соответствия) каждому локальному и независимому элементу триады предполагается наличие идентификации закономерных отношений предмета и субъекта образования, принципов организации процессов реализации методологических знаний на основании этих закономерностей.
Для нашего исследования важно то, что методология и методика каждой дифференцированной системы триады должна содержать все то, что "
необходимо и достаточно" для функционирования образовательной системы соответствующего уровня. В этом аспекте в статье отмечается, что математика изучает форму, информатика – форму и содержание. Изучение объектов только по форме ведет к
формализму в информационной сфере (что недопустимо), поэтому возможная интеграция должна сочетаться с необходимой
дифференциацией.
Поскольку процессы развития знаний науки, ее методология и методика обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, то представляет безусловно интересным раскрытие потенциала (возможности) межпредметных и метапредметных связей и отношений рассматриваемой триады как близких, но не однородных образовательных систем, имеющих свою предметную специфику содержания, методов и форм обучения. В этом ракурсе предложены возможные пути решения возникших проблем в условиях изменений в школьных программах содержания информатического и математического образования под влиянием требований новых ФГОС и структура предметного обучения информатике и математике, обеспечивающая их эффективность и результативность.
Ключевые слова:
информатика, математика, логика, модальность, обучение, форма, содержание, межпредметные связи и отношения.
УДК:
378 (372)
DOI:
10.22405/2226-8383-2018-22-2-373-388