RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Чебышевский сборник // Архив

Чебышевский сб., 2021, том 22, выпуск 4, страницы 153–167 (Mi cheb1098)

О динамических процессах в экономике многосторонних сетевых платформ

А. Я. Канель-Беловa, М. О. Коматовскийb, С. А. Тищенкоc

a Университет им. Бар-Илана (г. Рамат-Ган)
b Сколтех (г. Москва)
c Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (г. Москва)

Аннотация: В последнее время все чаще мы наблюдаем появление на экономических рынках цифровых и сетевых платформ. К примеру, рынок такси в Москве из классизеского оказания материальной услуги — сервиса по перевозве пассажиров, трансформировался в рынок предоставления информационных услуг, где основные игроки — цифровые платформы (Яндекс такси, Uber) оказывают информационные услуги по знакомству клиента-пассажира с поставщиком-водителем. В этой связи, видится естественным рассмотреть причины, по которым одни фирмы выигрывают рыночную борьбу в новых экономических условиях, а другие ее проигрывают. В основе исследования лежит информационный подход Фрэнка Басса, предполагающий, что основное влияние на распределение долей на рынке оказывает распространение информации о новом продукте в среде потребителей (в нашем случае среда потребителей будет моделироваться с помощью некоторой сети).
После изложения основных принципов модели Басса, модель существенно расширяется, что позволяет описать взаимодействие нескольких фирм, конкурирующих в рамках одного рынка недифференцированного информационного продукта. Необходимо выяснить, каким именно образом конкретные параметры моделей влияют на итоговое устойчивое положение равновесия, как фирмы могут и должны воздействовать на этот параметр, чтобы победить в борьбе за рыночную власть. Исследование предполагает построение общих теоретических выводов, основываясь на которые, в дальнейшем можно будет перейти к практической части исследования.
В работе используется математический аппарат из элементарной теории дифференциальных уравнений, теории катастроф, теории популяций. Прежде, чем мы начнем, заинтригуем читателя следующей мыслью: рыночную борьбу производителей на ограниченном рынке потребителей можно рассматривать как конкуренцию двух различных видов хищников за ограниченную популяцию жертв.

Ключевые слова: диффузия информации в сетях, сетевая платформа, модель Басса.

УДК: 517.9

Поступила в редакцию: 03.04.2021
Принята в печать: 06.12.2021

DOI: 10.22405/2226-8383-2021-22-4-153-167



© МИАН, 2024