RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Компьютерные исследования и моделирование // Архив

Компьютерные исследования и моделирование, 2017, том 9, выпуск 1, страницы 67–74 (Mi crm47)

Эта публикация цитируется в 1 статье

РЕШЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ FLOWVISION

Расчетные исследования аэродинамических характеристик тематической модели летательного аппарата схемы «летающее крыло» с помощью программного комплекса FlowVision

С. В. Калашников, А. А. Кривощапов, А. Л. Митин, Н. В. Николаев

Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского», Россия, 140180, МО, г. Жуковский, ул. Жуковского, д. 1

Аннотация: Модернизация методики аэродинамического эксперимента на современном уровне подразумевает создание математических моделей аэродинамических труб (электронных АДТ), предназначенных для вычислительного сопровождения экспериментальных исследований. Применение электронных АДТ в перспективе способно обеспечить получение достоверных аэродинамических характеристик летательных аппаратов по результатам исследования их моделей в аэродинамических трубах, согласования результатов, полученных на разных экспериментальных установках, сравнения расчетов моделей в безграничном потоке с учетом влияния подвесных устройств и границ потока в рабочей части экспериментальной установки.
Решение данной задачи требует создания научного задела, что, в свою очередь, подразумевает выполнение экспериментальных методических исследований и обширного комплекса расчетных исследований на основе численного решения осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса с применением суперкомпьютерных технологий. При этом на различных этапах расчетных исследований необходимо моделировать не только летательный аппарат, но и комплексную геометрию рабочей части аэродинамической трубы и подвесных устройств, что требует дополнительных методических расчетов. Также определенные трудности может представлять моделирование ламинарно-турбулентного перехода на поверхности модели, который в большинстве случаев имеет место в условиях эксперимента.
В данной работе представлены результаты расчетов аэродинамических характеристик тематической модели летательного аппарата схемы «летающее крыло» в безграничном потоке при разных углах атаки, полученные в рамках первого этапа работы по созданию математической модели рабочей части аэродинамической трубы Т-102 ЦАГИ. Расчеты выполнялись с использованием двухпараметрической $k-\epsilon$ модели турбулентности со специальными пристеночными функциями, приспособленными для расчета отрывных течений. В рамках данной работы исследовались основные продольные аэродинамические характеристики, было выполнено сравнение с результатами экспериментальных исследований в аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ с учетом погрешностей.

Ключевые слова: летающее крыло, электронная АДТ, математическая модель аэродинамической трубы.

УДК: 519.6

Поступила в редакцию: 01.11.2016
Исправленный вариант: 21.12.2016
Принята в печать: 30.12.2016

DOI: 10.20537/2076-7633-2017-9-67-74



© МИАН, 2024