RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Компьютерные исследования и моделирование // Архив

Компьютерные исследования и моделирование, 2020, том 12, выпуск 3, страницы 597–606 (Mi crm804)

МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ

Применение технологий численного моделирования при проектировании систем отделения самовыходом

А. О. Пыреев, Ю. А. Тарасов

Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”» Россия, 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 90

Аннотация: В статье изложены основные положения методики расчета отделения полезной нагрузки (объектов различного назначения с собственным движительным комплексом) от подводного носителя методом самовыхода с использованием современных методов численной гидродинамики (CFD-технологий). Приводится описание метода отделения самовыходом, его достоинства и недостатки. Приводятся результаты исследования сходимости по сетке конечно-объемной модели по критерию «точность–время», а также результаты сопоставления расчета с экспериментом (валидации модели). Валидация модели проводилась по имеющимся данным экспериментального определения тяговых характеристик водометного движительного комплекса натурного образца в опытовом бассейне. Расчеты тяговых характеристик водометного движительного комплекса проводились с применением программного комплекса FlowVision версии 3.10. На основании сопоставления результатов расчетов для условий проведения экспериментов была определена погрешность расчетной модели водометного движительного комплекса, которая составила не более 5% в диапазоне поступей работы водометного движительного комплекса, реализуемых в процессе отделения методом самовыхода. Полученное значение погрешности расчета тяговых характеристик используется для определения предельных расчетных значений скорости отделения объекта от носителя (минимальные и максимальные значения). Рассмотренная задача является значимой с научной точки зрения благодаря особенностям подхода к моделированию водометного движительного комплекса совместно с движением отделяемого объекта, а также с практической точки зрения благодаря возможности получения с высокой степенью достоверности параметров отделения объектов от подводных аппаратов методом самовыхода, условия работы которых предполагают движение в замкнутых объемах, уже на стадии проектирования.

Ключевые слова: CFD-технологии, водометный движитель, моделирование вращения, тяга движительного комплекса, самовыход, самоходные испытания, исследования сходимости по сетке, швартовный режим.

УДК: 629.584

Поступила в редакцию: 10.07.2019
Исправленный вариант: 27.12.2019
Принята в печать: 25.02.2020

DOI: 10.20537/2076-7633-2020-12-3-597-606



© МИАН, 2024