RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Компьютерные исследования и моделирование // Архив

Компьютерные исследования и моделирование, 2021, том 13, выпуск 1, страницы 163–173 (Mi crm875)

Эта публикация цитируется в 7 статьях

МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ

On tire models accounting for both deformed state and coupled dry friction in a contact spot

[О моделях шины, учитывающих как деформированное состояние, так и эффекты сухого трения в области контакта]

A. A. Kireenkovab, S. I. Zhavoronokc, D. V. Nyshtaevd

a A. Yu. Ishlinskiy Institute for Problems in Mechanics of the Russian Academy of Sciences, 101-1 prospect Vernadskogo, Moscow, 119526, Russia
b Moscow Institute of Physics and Technology, Institutskiy per. 9, Dolgoprudny, Moscow Region, 141701, Russia
c Institute of Applied Mechanics of Russian Academy of Sciences, 7 Leningradskiy prospekt, Moscow, 125040, Russia
d PAO Severstal, 2 Clara Zetkin st., Moscow, 127299, Russia

Аннотация: Предложена новая приближенная модель качения деформируемого колеса с пневматиком, позволяющая учесть как усилия в пневматике, так и влияние сил сухого трения на устойчивость прямолинейного качения колеса при прогнозировании явления шимми. Модель основана на теории сухого трения с комбинированной кинематикой относительного движения соприкасающихся тел, т. е. при одновременном качении, скольжении и верчении при учете реальной формы области контакта и распределения контактного давления. Главный вектор и главный момент сил, возникающих при контактном взаимодействии с сухим трением, определяются путем интегрирования по области контакта. При этом контактное давление покоя при нулевых скоростях относительного поступательного движения и верчения и в отсутствие качения определяется из решения статической контактной задачи для пневматика с учетом его реальной структуры и физических свойств материалов. В работе использована конечно-элементная модель типового пневматика с продольным протектором. Расчет осуществлен при фиксированном внутреннем давлении наддува, заданной вертикальной силе и коэффициенте трения покоя, равном 0.5. Получены также решения задач о напряженно-деформированном состоянии пневматика при кинематическом нагружении в боковом направлении и при скручивании относительно вертикальной оси. Показано, что с достаточной степенью точности контактное взаимодействие пневматика с абсолютно жесткой опорной поверхностью можно представить в виде двух этапов — адгезии и проскальзывания, при этом, однако, форма пятна контакта остается близкой к круговой. Построены диаграммы, аппроксимирующие численные решения, для боковой силы и момента; на начальном участке взаимодействия зависимости линейны и соответствуют упругой деформации пневматика, на втором участке величины силы и момента постоянны и соответствуют силе сухого трения и моменту трения верчения. Для последних участков получены приближенные выражения для продольной и боковой силы трения, а также момента трения верчения в соответствии с теорией сухого трения с комбинированной кинематикой. Полученная модель может трактоваться как комбинация модели упруго деформируемого колеса по Келдышу, катящегося без проскальзывания, и жесткого колеса по Климову–Журавлёву, взаимодействующего с опорой посредством сил сухого трения.

Ключевые слова: трение сухое, кинематика комбинированная, шины пневматические, состояние деформированное.

УДК: 519.8

Поступила в редакцию: 04.09.2020
Исправленный вариант: 09.01.2021
Принята в печать: 25.01.2021

Язык публикации: английский

DOI: 10.20537/2076-7633-2021-13-1-163-173



© МИАН, 2024