Аннотация:
Представлены физико-математическая модель и метод расчета параметров выхода РДТТ на рабочий режим с учетом конструктивных особенностей заряда, начальных условий в двигателе и взаимосвязанных процессов: формирования и движения по каналу заряда волн сжатия и ударных волн; движения и смешения продуктов сгорания воспламенителя, содержащих конденсированную фазу, с начальным газом и продуктами горения заряда; постепенного прогрева и воспламенения поверхности заряда. Разработанная программа применена к обоснованию различающихся экспериментальных зависимостей давление – время на участке выхода на рабочий режим крупногабаритного модельного двигателя, полученных на стенде при атмосферных условиях и в баростенде при начальном давлении в двигателе 0.25 $\cdot$ 10$^5$ Па. Показано, что при зажигании заряда в вакууме создаются более благоприятные условия для теплоотдачи, чем при атмосферном давлении: в канале – за счет повышения скорости движения продуктов сгорания воспламенителя за прошедшей ударной волной, в утопленной области и щелях заряда – за счет минимального поглощения излучения продуктов сгорания находящимся там разреженным начальным газом (воздухом).
Ключевые слова:ракетный двигатель на твердом топливе (РДТТ), воспламенительное устройство, пусковой двигатель, выход на рабочий режим, волновые процессы, начальное давление, поглощение излучения.
УДК:
629.76
Поступила в редакцию: 17.10.2013 Исправленный вариант: 18.04.2014