RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Информатика и её применения // Архив

Информ. и её примен., 2019, том 13, выпуск 3, страницы 63–71 (Mi ia611)

Формализация метода ранжирования альтернатив для процесса группового принятия решений при анализе социальных сетей

А. А. Гайдамакаa, Н. В. Чухноa, О. В. Чухноa, К. Е. Самуйловab, С. Я. Шоргинb

a Российский университет дружбы народов
b Институт проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук

Аннотация: Распространение и доступность интернет-технологий позволили по-новому взглянуть на социальные сети. Если раньше этот онлайн-сервис имел в большей степени развлекательный характер, то сегодня, с повышением скоростей передачи данных и появлением возможности общения пользователей в реальном времени, социальные сети, на платформе которых можно легко организовать опрос или провести голосование, становятся мощным механизмом достижения консенсуса в процессе принятия решений. В статье предложен обзор известных моделей группового принятия решений (англ. group decision making, GDM) и формальное описание разработанного на его основе алгоритма принятия решений, использующего большой объем данных в социальной сети. Особенностью алгоритма является возможность выбора экспертом из огромного числа альтернатив ограниченного набора, представляющего для него интерес, а также учет масштабирования сети с точки зрения числа экспертов, привлекаемых к процессу группового принятия решений. Представлен метод экстраполяции значений оценок при масштабировании сети. Разработан и исследован кейс для иллюстрации работы алгоритма.

Ключевые слова: групповое принятие решений, анализ социальных сетей, нечеткая логика, набор языковых выражений.

Поступила в редакцию: 01.07.2019

DOI: 10.14357/19922264190310



© МИАН, 2024