Аннотация:
Распространение и доступность интернет-технологий позволили по-новому взглянуть на социальные сети. Если раньше этот онлайн-сервис имел в большей степени развлекательный характер, то сегодня, с повышением скоростей передачи данных и появлением возможности общения пользователей в реальном времени, социальные сети, на платформе которых можно легко организовать опрос или провести голосование, становятся мощным механизмом достижения консенсуса в процессе принятия решений. В статье предложен обзор известных моделей группового принятия решений (англ. group decision making, GDM) и формальное описание разработанного на его основе алгоритма принятия решений, использующего большой объем данных в социальной сети. Особенностью алгоритма является возможность выбора экспертом из огромного числа альтернатив ограниченного набора, представляющего для него интерес, а также учет масштабирования сети с точки зрения числа экспертов, привлекаемых к процессу группового принятия решений. Представлен метод экстраполяции значений оценок при масштабировании сети. Разработан и исследован кейс для иллюстрации работы алгоритма.
Ключевые слова:групповое принятие решений, анализ социальных сетей, нечеткая логика, набор языковых выражений.