Аннотация:
На концептуальном уровне рассматриваются подходы к использованию средств искусственного интеллекта в социо-гуманитарных исследованиях. Мировой тенденцией последних десятилетий является вовлечение в исследовательскую практику данных, извлекаемых из социальных медиа, что позволяет решать задачи мониторинга, анализа, прогноза и управления по отношению к таким параметрам сетевой коммуникации, как мнения, установки, эмоции и поведенческие схемы коммуникантов. В целях развития средств анализа сетевого контента предлагается использование метода реляционно-ситуационного анализа, опирающегося на синтаксемный анализ Г.А. Золотовой и концепцию неоднородных семантических сетей Г.С. Осипова. Предлагаемый подход позволяет реализовать при анализе текста деятельностную парадигму, в рамках которой текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности автора, что открывает возможности для применения аппарата, выработанного отечественной психологией для изучения когнитивных процессов, личности, мотивации, эмоциональных состояний, индивидуальных различий, а также базового ментального образования – картины мира.