Аннотация:
Приведены результаты экспериментов с датчиком конвекции ДАКОН-М на борту Служебного модуля Международной космической станции (МКС). Проведено сопоставление измерений датчика и результатов расчета квазистатической компоненты микроускорения в точке его установки. Для сопоставления взяты четыре отрезка измерений из экспериментов 2011 г. во время стыковок и отстыковок шаттлов. При расчете микроускорения использованы данные измерений низкочастотного акселерометра MAMS, установленного в модуле Lab, и телеметрическая информация о вращательном движении МКС. Эта информация позволила пересчитать измерения MAMS в точку установки датчика конвекции ДАКОН-М. Сравнение показаний датчика и расчетных микроускорений показало достаточно хорошее совпадение расчетных и измеренных данных. Успех экспериментов был обусловлен выбором условий их проведения, когда микроускорения на борту были сравнительно велики — существующий вариант датчика не обладает достаточной чувствительностью для регистрации микроускорений во время «спокойного» полета станции режиме орбитальной ориентации, поддерживаемой гиродинами. В связи с этим предлагается проводить эксперименты с новым вариантом датчика на транспортных грузовых кораблях (ТГК) «Прогресс», на которых за счет выбора режимов вращательного движения можно обеспечить широкий диапазон максимальных амплитуд квазистатических микроускорений. Приведены примеры расчета внешних воздействий на датчик, реализуемых в различных режимах вращательного движения ТГК.