RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Препринты Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН // Архив

Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша, 2010, 036, 24 стр. (Mi ipmp221)

Управление и навигация в перелете КА с малой тягой от Земли к Юпитеру

Э. Л. Аким, В. А. Степаньянц, А. Г. Тучин, В. В. Сазонов


Аннотация: Исследованы задачи навигационного обеспечения перелета космического аппарата (КА) с солнечной электроракетной двигательной установкой (СЭРДУ) от Земли к Юпитеру. Цель перелета — посадка на Европу. Рассматривается межпланетный участок перелета, состоящий из участков управляемого и пассивного движения. Требуется оценивать фазовый вектор КА и вектор тяги СЭРДУ по данным измерений, а также корректировать номинальный закон управления вектором тяги. Измерения включают радиотехнические измерения радиальной скорости и наклонной дальности, выполняемые российскими наземными станциями, и измерения бортового акселерометра. При решении навигационных задач учитываются как ошибки в данных измерений, так и ошибки в реализации закона управления вектором тяги СЭРДУ. Последние представлены в виде суммы систематической и шумовой составляющих. Систематические составляющие на интервале их корреляции представляются линейными функциями времени, коэффициенты которых уточняются вместе с фазовым вектором КА по данным измерений. Выполнено математическое моделирование процесса управления полетом КА. Получены зависимости ошибок оценивания искомых величин от следующих факторов: частоты проведения траекторных измерений, длительности интервалов корреляции систематических ошибок, отношения величин систематической и шумовой составляющих ошибок. Найдены дополнительные затраты рабочего тела, необходимого для компенсации ошибок управления. Показано, что ошибки навигации могут быть существенно уменьшены при наличии бортового акселерометра с точностью не хуже $10^{-7}$ м/с$^2$.



© МИАН, 2024