Аннотация:
Разработана математическая модель динамических процессов функционирования крана управления стояночной тормозной системой — одного из важных и ответственных управляющих аппаратов пневматического тормозного привода современных автомобилей. Данная математическая модель аппарата включает уравнения динамического равновесия его подвижных элементов, а также дифференциальные уравнения газодинамических процессов, протекающих в кране управления стояночной тормозной системой в процессе его функционирования. Уравнения газодинамических процессов в модели составлены на основе гиперболических функций расхода газа в системе «емкость — регулируемый дроссель» с учетом динамики открытия и закрытия клапанов крана управления стояночной тормозной системой в процессе его работы при затормаживании и растормаживании автомобиля. Отличительной особенностью математической модели является то, что она описывает процессы в аппарате пневматического тормозного привода, который функционирует на основе «обратной логики», то есть затормаживание происходит при выпуске рабочего тела из исполнительных аппаратов пневматического тормозного привода, а растормаживание — в процессе их наполнения. Полученные результаты расчетов динамических процессов функционирования крана управления стояночной тормозной системой автомобиля в виде временных, а также в виде фазовых динамических характеристик хорошо согласуются с результатами, полученными в процессе его экспериментальных исследований на компьютерном комплексе ИРНИТУ. Разработанная математическая модель, позволяет расчетными методами получать и исследовать фазовые динамические характеристики крана управления стояночным тормозом. Она позволяет конструкторам-разработчикам аппаратов пневматического тормозного привода оптимизировать конструкцию аппаратов с обратной логикой, с учетом вариации его геометрических, кинематических и силовых параметров, а специалистам в области эксплуатации, разрабатывать методы неразрушающего контроля параметров их технического состояния.
Ключевые слова:
кран управления стояночной тормозной системой, динамика элементов и газодинамических процессов, математическое моделирование, аппараты пневматического тормозного привода автомобиля, испытания, контроль.
Поступила в редакцию: 17.02.2025 Исправленный вариант: 16.05.2025 Принята в печать: 04.04.2025