RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Международный научно-исследовательский журнал // Архив

Междунар. науч.-исслед. журн., 2025, выпуск 5(155), страницы 1–9 (Mi irj742)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА, ДИНАМИКА МАШИН

Математическая модель динамических процессов при работе крана управления стояночной тормозной системой автомобиля

А. И. Федотов, В. О. Громалова

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация: Разработана математическая модель динамических процессов функционирования крана управления стояночной тормозной системой — одного из важных и ответственных управляющих аппаратов пневматического тормозного привода современных автомобилей. Данная математическая модель аппарата включает уравнения динамического равновесия его подвижных элементов, а также дифференциальные уравнения газодинамических процессов, протекающих в кране управления стояночной тормозной системой в процессе его функционирования. Уравнения газодинамических процессов в модели составлены на основе гиперболических функций расхода газа в системе «емкость — регулируемый дроссель» с учетом динамики открытия и закрытия клапанов крана управления стояночной тормозной системой в процессе его работы при затормаживании и растормаживании автомобиля. Отличительной особенностью математической модели является то, что она описывает процессы в аппарате пневматического тормозного привода, который функционирует на основе «обратной логики», то есть затормаживание происходит при выпуске рабочего тела из исполнительных аппаратов пневматического тормозного привода, а растормаживание — в процессе их наполнения. Полученные результаты расчетов динамических процессов функционирования крана управления стояночной тормозной системой автомобиля в виде временных, а также в виде фазовых динамических характеристик хорошо согласуются с результатами, полученными в процессе его экспериментальных исследований на компьютерном комплексе ИРНИТУ. Разработанная математическая модель, позволяет расчетными методами получать и исследовать фазовые динамические характеристики крана управления стояночным тормозом. Она позволяет конструкторам-разработчикам аппаратов пневматического тормозного привода оптимизировать конструкцию аппаратов с обратной логикой, с учетом вариации его геометрических, кинематических и силовых параметров, а специалистам в области эксплуатации, разрабатывать методы неразрушающего контроля параметров их технического состояния.

Ключевые слова: кран управления стояночной тормозной системой, динамика элементов и газодинамических процессов, математическое моделирование, аппараты пневматического тормозного привода автомобиля, испытания, контроль.

Поступила в редакцию: 17.02.2025
Исправленный вариант: 16.05.2025
Принята в печать: 04.04.2025

DOI: 10.60797/IRJ.2025.155.10



© МИАН, 2025