Аннотация:Цель настоящего исследования - рассмотреть возможность нелинейного влияния алгоритмов социальных сетей на мнения пользователей и условия возникновения поляризации мнений в социуме посредством общения в социальной сети. Методы. В данной работе используется метод математического моделирования динамики мнений пользователей социальной сети. Рассматривается несколько стратегий отношения пользователей к поступающей информации: стратегия 1 - пользователь положительно относится к информации, близкой его позиции, независимо от направления отличия; стратегия 2 - пользователь положительно относится к той информации, которая выражает его позицию, но более определенно. Результаты. Показано, что за счет алгоритма ранжирования информации социальной сетью может происходить поляризация мнений в социуме - формируются два аттрактора. Бифуркация возникает при превышении 40% доли людей, положительно оценивающих позицию, соответствующую их взглядам, но более четкую - доля стратегии 2 в социуме. Если же все пользователи пользуются стратегией 1, то общество приходит к консенсусу - единому среднему мнению, формируется один аттрактор. Заключение. Алгоритмы социальной сети могут порождать поляризацию социума или усиливать ее больше, чем при устном общении, без социальной сети интернета. Взаимодействие пользователей в социальной сети существенно нелинейно и алгоритмы социальной сети усиливают нелинейность восприятия информации человеком, создавая односторонний поток поступающей информации.
Ключевые слова:моделирование, нелинейность, когнитивная наука, социальные системы, общественное мнение, социальная сеть.