НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. ИСТОРИЯ. PERSONALIA
"Метафора компьютера", межполушарная асимметрия и видовое (спонтанное) знание Homo sapiens
Н. Ш. Александрова Общество «Языковой мост», Берлин, Германия
Аннотация:
Цель настоящей статьи - дополнить дискуссию в области исследований и моделирования процесса познания I - данными нейропсихологии и межполушарной асимметрии и II - размышлениями о видовом (спонтанном) знании Homo sapiens. I.
Данные нейропсихологии и межполушарной асимметрии свидетельствуют о двух разнонаправленных и взаимодополняющих способах обработки информации и регуляции функций, присущих мозгу. Один из этих способов - аналитическая, компьютероподобная обработка информации, необходимая при произвольном обучении, второй способ обеспечивает целостно-симультанную, образную, бессознательную и непроизвольную обработку. Двойственность познавательных стратегий ярко проявляется при психологическом анализе синдромов в случае мозговых поражений, а также различных состояний у здоровых людей (например, в случае билингвизма). II.
Биологическое существование, являющееся основой для всех других пластов жизни, обеспечивается видоспецифическим поведением и знаниями. Предположительно, видовое знание проявляется как 1 - постоянная непроизвольная оценка окружающего мира и адекватные реакции на изменения в мире: от обыденных реакций (посторониться, прибавить шаг и т. п.) до способности без раздумий реагировать в опасных ситуациях. 2 - Способность понимать связи между явлениями без научных расчетов. О существовании такой способности говорит вся история человечества. Люди выживали без науки и попутно науку создавали. 3 - Глубинное знание (часто без возможности логически объяснить), что является естественным, полезным для нас, как для представителей вида Homo Sapiens, а что является противоестественным и вредным. Есть основания предположить, что видовое знание является основой, которая определяет общее в поведении людей разных эпох и культур во всем, что связано с продолжением рода и взращиванием нового поколения. Видовые знания сливаются воедино в процессе развития со знаниями, полученными при обучении.
Ключевые слова:
познание, человеческое общение, человеческое поведение, метафора компьютера, видовое знание Homo Sapiens, нейропсихология, межполушарная асимметрия.
УДК:
159.922; 159.99; 57.022; 57.024; 004.81
Поступила в редакцию: 16.11.2021
DOI:
10.18500/0869-6632-2022-30-3-358-372