Аннотация:
Предлагаемая в настоящей работе модель раннего развития языковой компетенции с учетом влияния социальных факторов представляет собой имитационную модель фонематического импринтинга, описывающую процесс отображения аудиостимулов в классы элементарных единиц языка. Алгоритм машинного обучения разработан с использованием результатов исследования особенностей речи, обращенной к детям. Данная модель позволит исследовать особенности фонетического восприятия, когнитивные механизмы, лежащие в основе языкового развития, выделить основные факторы, влияющие на продолжительность периода пластичности. Предлагаемая модель дает возможность строить перцептивные карты, проектировать диагностический инструментарий для описания и исследования сенситивного периода. Модель также может быть использована для создания речевых систем, устойчивых к многообразию акцентов и эффективных при использовании в условиях высокой зашумленности.
Ключевые слова:мультиагентные системы, искусственный интеллект, искусственные нейронные сети, распознавание речи, период сенситивности, речь, обращенная к детям.