RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН // Архив

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2020, выпуск 3, страницы 13–22 (Mi izkab127)

ИНФОРМАТИКА. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА. УПРАВЛЕНИЕ

Мультиагентная модель формирования перцептивного пространства в процессе овладения языковой компетенцией

З. В. Нагоевa, И. А. Гуртуеваb, К. Ч. Бжихатловa

a ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», 360002, КБР, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2
b Институт информатики и проблем регионального управления – филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», 360000, КБР, г.  Нальчик, ул.  И.  Арманд, 37-а

Аннотация: Предлагаемая в настоящей работе модель раннего развития языковой компетенции с учетом влияния социальных факторов представляет собой имитационную модель фонематического импринтинга, описывающую процесс отображения аудиостимулов в классы элементарных единиц языка. Алгоритм машинного обучения разработан с использованием результатов исследования особенностей речи, обращенной к детям. Данная модель позволит исследовать особенности фонетического восприятия, когнитивные механизмы, лежащие в основе языкового развития, выделить основные факторы, влияющие на продолжительность периода пластичности. Предлагаемая модель дает возможность строить перцептивные карты, проектировать диагностический инструментарий для описания и исследования сенситивного периода. Модель также может быть использована для создания речевых систем, устойчивых к многообразию акцентов и эффективных при использовании в условиях высокой зашумленности.

Ключевые слова: мультиагентные системы, искусственный интеллект, искусственные нейронные сети, распознавание речи, период сенситивности, речь, обращенная к детям.

УДК: 004.896

MSC: Primary 68T10; Secondary 68T50; 68T42

Поступила в редакцию: 08.06.2020

DOI: 10.35330/1991-6639-2020-3-95-13-22



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024