RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН // Архив

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2024, том 26, выпуск 2, страницы 26–33 (Mi izkab852)

Информатика и информационные процессы

Федеративное обучение для IoT и AIoT: применения, проблемы и перспективы

Х.-А. М. Елеев

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», г. Нальчик

Аннотация: В статье рассматривается концепция федеративного обучения (FL) – распределенного совместного подхода к искусственному интеллекту (AI), который позволяет обучать AI на распределенных IoT устройствах без необходимости обмена данными. Подходы и методы реализации FL для AIoT устройств были классифицированы по трем типам архитектуры федеративного обучения для организации взаимодействия между участниками обучения: централизованная, децентрализованная и гибридная. Рассмотрены подходы, основанные на различных технологиях, таких как Knowledge Distillation, блокчейн, беспроводные сети типа Mesh, Hybrid-IoT, DHA-FL. Для каждой рассмотренной технологии обозначены основные преимущества, проблемы и вызовы. В заключение сделаны выводы о перспективах развития FL для IoT и AIoT.

Ключевые слова: Интернет вещей (IoT), федеративное обучение (FL), искусственный интеллект вещей (AIoT), блокчейн, архитектура

УДК: 004.89

MSC: 68T99

Поступила в редакцию: 29.02.2024
Исправленный вариант: 04.03.2024
Принята в печать: 08.03.2024

DOI: 10.35330/1991-6639-2024-26-2-26-33



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024