Аннотация:
В статье рассматривается проблема повышения экономической эффективности
процесса подготовки спортивного резерва. Юные спортсмены рассматриваются как ценные активы, а
тренировочный процесс – как инвестиционный проект, требующий оптимизации. Цель исследования –
разработка экономико-математической модели, позволяющей повысить отдачу от инвестиций в
человеческий капитал за счет персонализации управления подготовкой. Материалы и методы.
В качестве инструментального метода предложен кластерный анализ. Результаты. На основе выборки
из 103 спортсменов, охарактеризованных по 15 объективным параметрам, с помощью алгоритма
K-means были выделены две гомогенные группы (кластеры) активов. Статистический анализ
(ANOVA) подтвердил значимые различия между группами, что позволяет интерпретировать их как
два типа активов с разным потенциалом и рисками. Для каждого кластера разработаны
дифференцированные стратегии управления (тренировочные программы), направленные на
максимизацию их «стоимости» (спортивного потенциала) и минимизацию рисков (травматизм,
отсев). Заключение. Работа демонстрирует, что применение математических методов позволяет
перейти от интуитивного управления к научно обоснованному менеджменту спортивных активов,
повышая общую эффективность деятельности спортивных организаций.