Аннотация:
Актуальность настоящего исследования обусловлена экспоненциальным ростом
мобильного трафика данных и фундаментальными ограничениями современных мобильных сетей,
делающими традиционные централизованные подходы к обработке информации малоэффективными.
Цель исследования – комплексный анализ ограничений современных мобильных сетей в
контексте передачи больших объемов данных и оценка возможности компенсации этих ограничений
за счет распределенных вычислений на мобильных устройствах, включая исследование
влияния термального троттлинга на производительность смартфонов в условиях длительной
вычислительной нагрузки.
Методы. Использованы экспериментальные измерения скорости передачи данных, синтетические
тесты производительности, стресс-тесты для анализа троттлинга и сравнительный анализ мобильных
и стационарных систем.
Результаты. В работе представлен комплексный анализ реальной производительности сетей
4G, 3G и 2G, выявивший критические проблемы: нестабильность соединения (колебания скорости
в 4G от 10–15 Мбит/с с провалами до 5 Мбит/с), высокие задержки передачи и катастрофическое
падение пропускной способности в сетях предыдущих поколений. Экспериментальные данные
демонстрируют, что передача файла объемом 2 ГБ в оптимальных условиях 4G занимает 20 минут,
тогда как в 3G этот показатель достигает 2 часов, а в 2G становится практически не реализуемой
задачей. В качестве альтернативного подхода исследуется концепция распределенных вычислений
на мобильных устройствах. Проведенные сравнительные тесты производительности между
флагманскими смартфонами (Samsung Galaxy S24) и стационарными системами выявили, что при
однопоточных вычислениях разрыв составляет лишь 15
фактором выступает термальный троттлинг, приводящий к потере 45–50
уже через 12–18 минут интенсивной нагрузки.
Выводы. Полученные результаты обосновывают принципиальную возможность создания
эффективных распределенных вычислительных систем на базе кластеров мобильных устройств,
однако указывают на необходимость разработки специализированных алгоритмов балансировки
нагрузки и управления тепловыми режимами, что определяет направления дальнейших исследований
в данной области.