Аннотация:
Речевой анализ — одно из быстро развивающихся направлений, обусловленное развитием техники и технологий и, как следствие, появлением необходимости анализа большого объема речевой информации. Одной из областей, в которых применяется речевой анализ, является проектирование речевых диалоговых систем, которые позволяют пользователю взаимодействовать с компьютерными системами на естественном языке. Interaction Quality — это метрика качества, которая используется для оценки качества взаимодействия между компьютером и человеком. Она базируется на различных характеристиках речи. Главной целью разработки модели качества взаимодействия стало улучшение речевых диалоговых систем путем внесения информации о качестве взаимодействия в процесс моделирования диалога. Существует ряд работ, посвященных моделированию качества взаимодействия в речевых диалогах между человеком и компьютером. Оценка качества взаимодействия разговора между людьми гораздо более сложная задача. Существуют различные типы диалогов. Для каждого из них под качеством взаимодействия будут подразумеваться разные понятия. Более того, при моделировании качества взаимодействия для каждого типа диалога требуется свой речевой корпус данных. Подготовка корпуса занимает достаточно много времени. В данной статье мы описываем идею программного инструментария для полуавтоматического создания корпусов, который позволит сэкономить время при создании корпуса. Модель качества взаимодействия для разговоров между людьми поможет в дальнейшем сделать поведение компьютера в речевых диалоговых системах более гибким, похожим на человека и более дружественным. Кроме того, результаты моделирования качества взаимодействия могут использоваться в области пилотируемой космонавтики для разработки систем автоматического мониторинга состояния экипажа космического корабля. Такие системы особенно важны для долгих межпланетных перелетов. Дальнейшее развитие данной разработки позволит автоматически отслеживать отношения между членами экипажа на основе их речи.
Ключевые слова:качество взаимодействия, диалог типа “человек-человек”, речевая аналитика, речевой корпус.