RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Моделирование и анализ информационных систем // Архив

Модел. и анализ информ. систем, 2021, том 28, номер 2, страницы 170–185 (Mi mais742)

Computing methodologies and applications

Оценка степени опасности дефектов при расшифровке вихретоковых дефектограмм

Е. В. Кузьминa, О. Е. Горбуновb, П. О. Плотниковb, В. А. Тюкинb, В. А. Башкинa

a Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, ул. Советская, д. 14, г. Ярославль, 150003 Россия
b ООО “Центр инновационного программирования”, NDDLab, ул. Союзная, д. 144, г. Ярославль, 150008 Россия

Аннотация: Для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте регулярно проводится неразрушающий контроль рельсов с применением различных подходов и методов, включая методы вихретоковой дефектоскопии. Актуальной задачей является автоматический анализ больших массивов данных (дефектограмм), которые поступают от соответствующего оборудования. Под анализом понимается процесс определения по дефектограммам наличия дефектных участков наряду с выявлением конструктивных элементов рельсового пути. При этом также большой интерес представляет и оценка степени опасности выявленных дефектов. Данная статья продолжает цикл работ, посвященных задаче автоматического распознавания образов дефектов и конструктивных элементов железнодорожных рельсов по вихретоковым дефектограммам. При формировании этих образов принимаются в расчет только полезные сигналы, пороговые уровни амплитуд которых определяются автоматически по вихретоковым данным. Статья посвящена задаче построения оценки степени опасности для выявленных поверхностных дефектов различной протяжённости. Построение оценки опирается на понятие обобщённой относительной амплитуды полезных сигналов. Относительная амплитуда представляет собой отношение реальной амплитуды сигнала к соответствующему пороговому уровню полезных сигналов. Обобщённая относительная амплитуда вычисляется с использованием энтропии полунормального распределения, которое предполагается модельным для распределения вероятностей появления тех или иных относительных амплитуд в оцениваемом дефекте. Настройка формулы расчёта степени опасности дефекта осуществляется на основе записей конструктивных элементов. В качестве эталонного наиболее опасного дефекта рассматривается болтовой рельсовый стык, который моделирует излом рельса. Эталонным слабым дефектом выступает электроконтактная сварка, дефектограмма которой, как правило, содержит сигналы с невысоким значением амплитуд. Предложенный подход к оценке степени опасности дефектов демонстрируется на примерах.

Ключевые слова: неразрушающий контроль рельсов, вихретоковая дефектоскопия, обнаружение дефектов, автоматический анализ дефектограмм, оценка опасности дефектов.

УДК: 004.021

Поступила в редакцию: 18.01.2021
Исправленный вариант: 05.03.2021
Принята в печать: 10.03.2021

DOI: 10.18255/1818-1015-2021-2-170-185



© МИАН, 2024