RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Математическое моделирование // Архив

Матем. моделирование, 2011, том 23, номер 11, страницы 48–64 (Mi mm3175)

Расчетная оценка эффективности инжекции микроструй для снижения шума выхлопных струй авиационных двигателей

М. Л. Шурa, Ф. Р. Спалартb, М. Х. Стрелецa

a Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
b The Boeing Company

Аннотация: Разрабатываемая авторами с 2002 г. вычислительная система для расчета шума струй авиационных двигателей, базирующаяся на методе моделирования крупных вихрей (LES), применена для анализа эффективности относительно новой концепции снижения шума – инжекции высоконапорных микро-струй в окрестности выходного сечения сопла, из которого истекает основная струя. Выполненные расчеты не только продемонстрировали способность этой системы правильно предсказывать изменения основных характеристик турбулентности и шума струи в дальнем поле, обусловленные микро-струями, но позволили также выявить тонкие характеристики потока, ответственные за эти изменения. Полученные результаты согласуются с выводами экспериментальных исследований относительно эффективности инжекции микро-струй в затопленную струю. В частности, они свидетельствуют о том, что инжекция приводит к снижению низкочастотного шума, сопоставимому с аналогичным снижением, обеспечиваемым шевронными соплами, и к меньшему, чем в случае шевронных сопел, усилению высокочастотного шума. Однако это преимущество микро-струй практически не проявляется при истечении основной струи в спутный поток, т.е. в условиях полета, для которых какие-либо экспериментальные данные об эффективности инжекции микро-струй отсутствуют. Этот вывод ставит под сомнение перспективы практического использования данного метода снижения шума струй авиационных двигателей.

Ключевые слова: вычислительная аэроакустика, шум турбулентных струй, инжекция микро-струй, метод моделирования крупных вихрей.

УДК: 532.516:534.2:519.6

Поступила в редакцию: 10.03.2011



© МИАН, 2024