Аннотация:
Приведено описание методов расчета обтекания модели самолета в условиях аэродинамической трубы. Сформулированы специальные граничные условия, позволяющие достичь требуемых параметров потока в контрольном сечении, а также моделировать некоторые особенности конструкции стенок трубы, например, перфорации. Рассмотрены вопросы ускорения сходимости численного решения, в частности, описан метод неявного сглаживания, позволяющий сократить время расчета в несколько раз. Приведены примеры практического использования предложенной методологии. Показано, что в условиях дозвуковой аэродинамической трубы ЦАГИ можно моделировать влияние на модель элементов конструкции, отсутствующих в этой трубе, например, бегущей дорожки. Представлена математическая модель Европейской Аэродинамической трубы (ETW) со щелевыми границами. Показано, что течение в зоне смешения потоков оказывает влияние на основной поток в рабочей части этой трубы. Приведены данные по влиянию державки модели в аэродинамической трубе Т-128 ЦАГИ. Проведено обоснование высоты пьедестала, используемого при испытаниях «полумодели» в этой трубе. Сделан вывод о том, что математическая модель аэродинамической трубы становится неотъемлемой частью методики проведения экспериментальных исследований.