Аннотация:
Представлены результаты численного моделирования воздействия следов сопел ракетного блока аварийного спасения на поверхность пилотируемого космического корабля. Расчеты выполнены в рамках предложенной и валидированной авторами ранее двухэтапной зонной RANS-LES методики, базирующейся на использовании в качестве модели LES с пристеночным моделированием (WMLES) известного вихреразрешающего подхода IDDES. В данной работе эта методика усовершенствована путем включения в WMLES подобласть первого ряда сопел блока аварийного спасения и проведения расчетов в полной ($360^\circ$) азимутальной области. Это позволило повысить точность расчетов за счет более корректного описания следов этих сопел и проанализировать обтекание корабля при ненулевых углах атаки. Выполнен анализ влияния числа Маха полета на амплитудно-частотные характеристики пульсаций давления на поверхности корабля, в том числе на их изменение при переходе через звуковой барьер. Кроме того, для трансзвукового режима при числе Маха $\mathrm{M}_\infty = 0.95$ исследовано влияние угла атаки и взаимного азимутального расположения сопел первого и второго ряда.
Ключевые слова:пилотируемый космический корабль, ракетный блок аварийного
спасения, двухэтапная зонная RANS-IDDES методика, пульсации давления на поверхности.
Поступила в редакцию: 24.11.2020 Исправленный вариант: 24.11.2020 Принята в печать: 19.04.2021