RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Математическое моделирование // Архив

Матем. моделирование, 2021, том 33, номер 7, страницы 18–34 (Mi mm4301)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Моделирование воздействия следов сопел блока аварийного спасения на поверхность пилотируемого космического корабля

А. В. Гарбарукa, М. Х. Стрелецa, М. Л. Шурa, А. А. Дядькинb, С. П. Рыбакb, М. В. Михайловb

a Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
b Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева

Аннотация: Представлены результаты численного моделирования воздействия следов сопел ракетного блока аварийного спасения на поверхность пилотируемого космического корабля. Расчеты выполнены в рамках предложенной и валидированной авторами ранее двухэтапной зонной RANS-LES методики, базирующейся на использовании в качестве модели LES с пристеночным моделированием (WMLES) известного вихреразрешающего подхода IDDES. В данной работе эта методика усовершенствована путем включения в WMLES подобласть первого ряда сопел блока аварийного спасения и проведения расчетов в полной ($360^\circ$) азимутальной области. Это позволило повысить точность расчетов за счет более корректного описания следов этих сопел и проанализировать обтекание корабля при ненулевых углах атаки. Выполнен анализ влияния числа Маха полета на амплитудно-частотные характеристики пульсаций давления на поверхности корабля, в том числе на их изменение при переходе через звуковой барьер. Кроме того, для трансзвукового режима при числе Маха $\mathrm{M}_\infty = 0.95$ исследовано влияние угла атаки и взаимного азимутального расположения сопел первого и второго ряда.

Ключевые слова: пилотируемый космический корабль, ракетный блок аварийного спасения, двухэтапная зонная RANS-IDDES методика, пульсации давления на поверхности.

Поступила в редакцию: 24.11.2020
Исправленный вариант: 24.11.2020
Принята в печать: 19.04.2021

DOI: 10.20948/mm-2021-07-02


 Англоязычная версия: Mathematical Models and Computer Simulations, 2022, 14:1, 81–91


© МИАН, 2024