Аннотация:
Представлены результаты математического моделирования неизотермического турбулентного течения воздуха и переноса примеси в идеализированном уличном каньоне на основе разработанных авторами RANS-модели, численного алгоритма и
пакета прикладных программ, которые были усовершенствованы для учета влияния силы плавучести на аэродинамику и перенос примеси. Математическая модель
включает осредненные по Рейнольдсу стационарные трехмерные уравнения Навье-Стокса, уравнения теплообмена и переноса примеси. Для замыкания выбрана k-eps
модель турбулентности с учетом плавучести. В численном алгоритме применяется
метод конечного объема, неравномерные структурированные сетки и метод фиктивных областей. Аппроксимация дифференциальной задачи выполнена с помощью
монотонизированной линейной противопотоковой схемы Ван Лира и кусочно-линейной интерполяции для зависимых величин. Полученные сеточные уравнения решались последовательно итерационным методом Н. И. Булеева. Для согласования
полей скорости и давления использовался алгоритм SIMPLE. С помощью разработанного пакета прикладных программ установлено, что наименее проветриваемыми при небольшой ($\sim$ 1 м/с) скорости ветра являются узкие и высокие уличные
каньоны, причем чем выше уличный каньон при неизменной ширине, тем выше
средняя концентрация в зоне дыхания. При исследовании влияния степени нагрева
поверхностей образующих уличного каньона, высота и ширина которого совпадают, наименее проветриваемым является случай, когда температура поверхности наветренной вертикальной стороны каньона выше температуры окружающей среды
на 15–20$^\circ$ С. Основной причиной является образование над поверхностью дороги
вторичного вихря, из-за которого примесь плохо выносится из каньона.
Ключевые слова:RANS-модель, смешанная конвекция, уличный каньон, метод конечного объема, влияние размеров и степени нагрева поверхностей, вторичные вихри.
Поступила в редакцию: 31.03.2022 Исправленный вариант: 31.03.2022 Принята в печать: 16.05.2022