RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Математическое моделирование // Архив

Матем. моделирование, 2025, том 37, номер 4, страницы 137–152 (Mi mm4628)

Применение непараметрического метода для сегментации регионов по типу потребительского поведения

А. С. Куцьab

a Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН
b Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Аннотация: Непараметрический метод построения экономических индексов позволяет проверять согласованность наблюдаемых статистических данных с математической моделью Парето рационального репрезентативного агента. Предложен подход выделения экономических агентов по региональному принципу с помощью обобщенного непараметрического метода. Подход применен на данных торговой статистики России за 2012-2024 гг. Показано, что для соответствия модели Парето регионы необходимо объединять в группы. Были выделены 7 кластеров регионов по схожести структуры потребительского поведения. Выявлено, что начало пандемии стало причиной несогласованности статистики группы столичных регионов с моделью. Кроме того, изучена дифференциация выделенных групп регионов по расходам на продовольственные и непродовольственные товары и услуги.

Ключевые слова: выявленные предпочтения, экономические индексы, непараметрический метод, дифференциация регионов.

Поступила в редакцию: 16.12.2024
Исправленный вариант: 16.12.2024
Принята в печать: 03.02.2025

DOI: 10.20948/mm-2025-04-09



© МИАН, 2025