Аннотация:
Рассмотрены задачи, описывающие процесс получения остаточного угла закручивания стержня в условиях ползучести с учетом упругого восстановления после снятия нагрузок. Предполагается, что для формируемого участка задается постоянный погонный угол закручивания, т. е. участок находится в условиях чистого кручения, без стеснения торцов стержня. Считается, что деформации и напряжения зависят только от времени и двух пространственных координат в плоскости поперечного сечения стержня. Рассмотрены прямые и обратные задачи о кручении стержня с прямоугольным и уголковым поперечными сечениями в различных кинематических режимах ползучести. Скорость угла закручивания в течение всего процесса деформирования задается постоянной. Предложена методика численного расчета на основе метода конечных элементов, позволяющая получать жесткостные характеристики сечения при кручении в случае ползучести. Показано, что минимальный уровень остаточных напряжений наблюдается в релаксационном режиме деформирования. Для стержня с поперечным сечением уголкового типа найдены режимы, в которых существенно уменьшаются напряжения в области их концентрации.