RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Прикладная механика и техническая физика // Архив

Прикл. мех. техн. физ., 2017, том 58, выпуск 5, страницы 131–141 (Mi pmtf666)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Тепловые ограничения в высокоскорострельном многорельсовом ускорителе твердых тел, запитываемом от импульсного магнитогидродинамического генератора

С. В. Станкевичab, Г. А. Швецовab, В. Г. Бутовc, С. В. Синяевc

a Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090 Новосибирск, Россия
b Новосибирский государственный технический университет, 630073 Новосибирск, Россия
c Институт прикладной математики и механики Национального исследовательского Томского государственного университета, 634050 Томск, Россия

Аннотация: На основе численного моделирования, выполненного с использованием двумерной и трехмерной нестационарных постановок, проведен анализ работы многорельсовых электромагнитных ускорителей твердых тел при последовательном ускорении в них нескольких тел с высокой скоростью стрельбы. В расчетах в качестве источника питания ускорителей принимается импульсный магнитогидродинамический генератор типа генератора “Сахалин”. Рассмотрены ускорители с тремя и пятью парами параллельно расположенных рельсов, соединенных в последовательную электрическую цепь. Проведено моделирование ускорения различного количества тел в очереди, имеющих различную массу. Установлено, что одним из основных ограничений работы ускорителей при таких режимах является нагрев рельсов. Показано, что скорость нагрева рельсов определяется неоднородностью распределения плотности тока по сечению рельсов, обусловленной нестационарной диффузией магнитного поля в рельсы. В результате расчетов с учетом нестационарного характера распределения плотности токов в рельсах многорельсового ускорителя установлено, что при соответствующем выборе массы ускоряемых тел (до $800$ г), их количества в очереди и материала рельсов возможно достижение скоростей метания $1{,}8\div 2{,}5$ км/с при умеренном нагреве рельсов.

Ключевые слова: многорельсовый электромагнитный ускоритель, нагрев рельсов, численное моделирование, импульсный магнитогидродинамический генератор.

УДК: 621.362:537.84

Поступила в редакцию: 01.06.2017

DOI: 10.15372/PMTF20170513


 Англоязычная версия: Journal of Applied Mechanics and Technical Physics, 2017, 58:5, 871–880

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024