Аннотация:
Ассмотрена многомерная модель динамики мнений в социальных сетях, которая позволяет моделировать динамику двух взаимосвязанных информационных процессов. Первый из них — процесс распространения наблюдаемого возбуждения в сети и совершения агентами наблюдаемых извне действий (например, в виде публикации сообщений), а второй (связанный с первым) — процесс формирования и изменения мнений агентов (являющихся характеристикой их внутреннего состояния). Показано, что такая модель позволяет моделировать и оценивать комплекс наиболее значимых и актуальных социально-психологических феноменов динамики мнений в сетях: консенсус или согласование мнений, сохранение различий во мнениях и расхождение мнений по разным полюсам - поляризацию мнений. Рассмотрены подходы к измерению поляризации мнений, предложены индексы поляризации мнений. При помощи численного моделирования показано, что предложенные индексы позволяют различать и оценивать ситуации с содержательно различными многомерными распределениями мнений участников социальной сети, а также находить направления наибольшей поляризации.
Ключевые слова:социальная сеть, формирование мнений, распространение активности, поляризация мнений, индексы поляризации мнений.
УДК:519.8
Поступила в редакцию: 20.12.2019 Исправленный вариант: 16.01.2020 Принята в печать: 05.02.2020