RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2023, выпуск 1, страницы 45–58 (Mi pu1304)

Управление техническими системами и технологическими процессами

Управление активной подвеской автомобиля для обеспечения компромисса между степенью демпфирования и управляемости

М. Алхелуa, Я. Вассуфab, М. В. Коржуковb, Е. С. Лобусовa, В. В. Серебренныйa

a МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва
b ООО «ИЦ “КАМАЗ”», г. Москва

Аннотация: Эффективность работы подвески автомобиля обычно оценивается по ее способности обеспечивать максимальный комфорт передвижения для пассажиров и сохранение непрерывного контакта колес с дорожным полотном для обеспечения удержания автомобиля на дороге. Целью настоящей работы является разработка алгоритма активного управления подвеской для модели типа «полный автомобиль» (МПА) для улучшения ее характеристик с применением активного управления подавлением помех (АУПП). Характеристики комфорта при передвижении и управляемости на дороге для системы подвески в МПА исследуются в сравнении с характеристиками пассивной подвески. Предложен алгоритм оптимизации, позволяющий управлять компромиссом между комфортом и управляемостью с помощью одной переменной. Предлагаемый алгоритм основан на прогнозировании значений смещения кузова автомобиля и угла крена в зависимости от динамики активного регулятора подавления помех на заданном временно́м горизонте. Результаты показывают эффективность функционирования активной системы подвески с использованием предложенного алгоритма, которая выражается в улучшении характеристик комфорта передвижения и управляемости на дороге.

Ключевые слова: активное управление подавлением помех (АУПП), модель типа «полный автомобиль» (МПА), расширенный наблюдатель состояния (РНС), проблема комфорта, проблема управляемости на дороге, ПД-регулятор, следящий дифференциатор (СД).

УДК: 621.396.988.6:629.19

Поступила в редакцию: 08.06.2022
Исправленный вариант: 14.12.2022
Принята в печать: 25.01.2023

DOI: 10.25728/pu.2023.1.5


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2023:1, 36–47


© МИАН, 2024