RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2025, выпуск 3, страницы 28–37 (Mi pu1389)

Управление в социально-экономических системах

Модели утомления и отдыха при научении. Ч. 1. Расширение общей модели итеративного научения

Д. И. Гребенков, А. А. Козлова, Д. В. Лемтюжникова, Д. А. Новиков

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва

Аннотация: Производится расширение классических моделей итеративного научения таким образом, чтобы учитывались факторы утомления и отдыха. На основе анализа существующих подходов к моделированию утомления и отдыха из различных областей – образования, производства, спорта, медицины – обоснована необходимость дополнения моделей этими процессами. Предложены математические модели, описывающие динамику уровня научения в периоды отдыха и с учетом снижения эффективности освоения навыков из-за утомления. Рассмотрены десять моделей возрастающей сложности: от базовых, без учета утомления, до комплексных, включающих зависимость вероятностей освоения и забывания от времени, а также от фазы отдыха. Показано, что наличие перерывов оптимальной продолжительности позволяет повысить терминальный уровень научения. При этом в модели с утомлением, отдыхом и без забывания оптимальный момент начала отдыха не зависит от меняющейся со временем вероятности освоения и приходится на середину периода формирования опыта. Полученные модели предназначены для прогнозирования производительности, оптимизации образовательных программ, производственных процессов и тренировочных циклов. Работа подчеркивает необходимость учета биологических и когнитивных ограничений при проектировании адаптивных систем обучения.

Ключевые слова: опыт, итеративное научение, кривая научения, математическое моделирование, утомление, отдых, освоение, забывание.

УДК: 004.827

Поступила в редакцию: 26.03.2025
Исправленный вариант: 29.04.2025
Принята в печать: 05.05.2025


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2025:3, 24–31 (PDF, 1649 kB)


© МИАН, 2025