Аннотация:
Рассматриваются вопросы определения эффективности российских университетов на примере аграрных по подготовке специалистов на базе математических моделей оценки их цифровых следов, оставленных на различных интернет-площадках. Дан анализ все более возрастающего значения этих следов на современном этапе развития цифровизации высшего образования. Показано, что при грамотной организации на основе интеграционных механизмов интернет-представительства учебных заведений как преподаватели, так и студенты будут обладать качественно новыми средствами для обмена образовательными и научными знаниями и идеями, а также будет обеспечиваться эффективный трансфер их в экономику, что приведет к росту эффективности использования интеллектуального потенциала страны. Продемонстрировано влияние в этом случае цифрового следа на конкурентоспособность образовательных организаций. Для расчета рейтингов на основе цифровых следов были разработаны математические модели, формализующие выделенные цифровые следы, сформированы на их основе методики, при помощи которых проведено сравнение эффективности использования университетами образовательных и научных информационных ресурсов. Исходной информацией данных расчетов послужили результаты проведенного мониторинга и анализа объемов и состояния научно-образовательных ресурсов, имеющихся на сайтах аграрных вузов. Показаны результаты проведенной оценки влияния глобальных изменений в мире в виде введенных санкций против России на цифровой след посредством сравнения рейтингов, полученных в 2022 г., с рейтингами, рассчитанными в 2016 г., и динамики объемов и качества рассмотренных ресурсов на указанных сайтах.