Аннотация:
Представлены последние достижения в области стабилизации фронта высокоскоростного горения при помощи электрического разряда. В работе применен приповерхностный разряд на плоской стенке между электродами, установленными в плоскости стенки. В качестве топлива использовался водород и этилен, непосредственно инжектируемые со стенки в поток с числом Маха $M=2$ при температуре торможения воздуха $T_0=300$—$760$ K. Коэффициент избытка топлива, рассчитанный по полному расходу воздуха в канале, не превышал $\text{ER}=0.1$. Величина вложенной в разряд электрической мощности составляла $W_{pl}/H_{tot}<2$$\%$ от полной энтальпии потока, тогда как тепловая мощность вследствие горения превышала $W_{com}/H_{tot}>100$$\%$ при низкой начальной температуре газа. Впервые электрический разряд применен в качестве стабилизатора горения не только в условиях фиксированной отрывной зоны, но и на плоской стенке камеры сгорания. Продемонстрирован двухстадийный режим горения. Показано, что использование электрического разряда позволяет достичь полноты сгорания топлива $h>0.9$ в широком диапазоне параметров эксперимента.