RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Управление большими системами // Архив

УБС, 2019, выпуск 82, страницы 6–27 (Mi ubs1021)

Системный анализ

Оценки кривых научения

М. В. Беловa, Д. А. Новиковb, А. Д. Рогаткинb

a Компания ИБС, Москва
b ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва

Аннотация: Итеративное научение как обучение в строго повторяющихся условиях – одна из простейших разновидностей научения; оно лежит в основе формирования навыков у человека, условных рефлексов у животных, обучения многих технических (материализованных) и кибернетических (абстрактно-логических) систем и является предметом исследования в педагогике, психологии и физиологии человека и животных, в теории управления и в других науках. Для модели индивидуального научения в дискретном времени получены верхняя и нижняя оценки кривых научения, охарактеризована их асимптотика по времени и значениям параметров. Для модели совместного научения в непрерывном времени получены верхние и нижние оценки, а также нижняя асимптотическая (по числу агентов) оценка агрегированного уровня научения. Приведены стохастические асимптотические (по времени) оценки процесса научения, а также получены доверительные интервалы для значений уровня научения.

Ключевые слова: модель научения, кривая научения, совместное научение.

УДК: 004.827
ББК: 32.81 87 65.05 72.4

Поступила в редакцию: 3 сентября 2019 г.
Опубликована: 30 ноября 2019 г.

DOI: 10.25728/ubs.2019.82.1



© МИАН, 2024