RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Управление большими системами // Архив

УБС, 2021, выпуск 89, страницы 73–105 (Mi ubs1069)

Применение теоретико-игровых методов и моделей при проектировании систем масштабных человеко-машинных вычислений

А. В. Пономарев

ФГБУН СПб ФИЦ РАН, Санкт-Петербург

Аннотация: Системы, использующие элементы масштабных человеко-машинных вычислений (краудсорсинг, крауд-вычисления), получают в последнее время достаточно широкое распространение при решении целого ряда практических задач. Одной из основных проблем, связанных с применением человеко-машинных вычислений, является качество результатов, получаемых таким образом. Перспективным подходом к проектированию подобных систем является применение теоретико-игрового моделирования ситуации (участника системы и способа распределения вознаграждения), чтобы принятый способ распределения вознаграждения способствовал приложению участником максимальных усилий и, соответственно, достижению целей создателя системы. В статье представлены результаты обзора в области применения теоретико-игровых моделей для рационального проектирования систем, использующих масштабные человеко-машинные вычисления. В частности, на основе проведенного исследования выявлены допущения, используемые при теоретико-игровом моделировании таких систем, и основные классы моделей. Полученные результаты сгруппированы в соответствии с типологией систем масштабных человеко-машинных вычислений. Показано, какие допущения, цели моделирования и виды моделей характерны для каждого выделенного типа таких систем. Обзор может быть полезен как практикам, осуществляющим создание программных систем, включающих элементы масштабных человеко-машинных вычислений, так и исследователям, работающим в этой области.

Ключевые слова: крауд-вычисления, краудсорсинг, коллективный интеллект, человеко-машинные системы, теория игр, дизайн механизмов, аукционы.

УДК: 021.8 + 025.1
ББК: 78.34

Поступила в редакцию: 2 июля 2020 г.
Опубликована: 31 января 2021 г.

DOI: 10.25728/ubs.2021.89.3



© МИАН, 2024