RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Управление большими системами // Архив

УБС, 2023, выпуск 103, страницы 190–202 (Mi ubs1156)

Управление подвижными объектами и навигация

Идентификация динамической системы «летательный аппарат + пилот» при выполнении аэрогеофизической съёмки

А. М. Гаракоевa, А. И. Гладышевb

a ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва
b Секция по оборонным проблемам Министерства обороны РФ (при президиуме РАН)

Аннотация: Решение задачи определения структуры управляемой динамической системы и формирование соответствующих законов управления требует детального анализа реальных экспериментальных данных, методов идентификиции. Методы идентификации моделей поведения систем "летательный аппарат + пилот" успешно развиваются с 60-х годов прошлого столетия. Пилотируемая авиация занимает лидирующие позиции по отношению к беспилотным системам, соответственно актуальность таких задач сохраняется и по сей день. При выполнении полетов пилот опирается на навигационную информацию, выводимую на различные индикаторы, расположенные в кабине летательного аппарата. Пример такого индикатора пилота – индикатор типа "Стрелка". Данная статья посвящена анализу реальных полетных данных четырех летательных аппаратов, пилоты которых выполняли полеты по информации с индикатора "Стрелка". По результатам анализа и с помощью компьютерного моделирования идентифицированы параметры четырех динамических моделей "летательный аппарат + пилот". Модели являются линейными замкнутыми (пилот – регулятор, замыкающий контур управления) динамическими системами 1-го порядка, описанными в виде передаточных функций. Приведены результаты экспериментов, выполненных на симуляторе с использованием каждой из моделей.

Ключевые слова: идентификация, динамические системы, индикатор «Стрелка», поведение пилота.

УДК: 681.5
ББК: 30в6

Поступила в редакцию: 16 января 2023 г.
Опубликована: 31 мая 2023 г.

DOI: 10.25728/ubs.2023.103.8



© МИАН, 2024