Аннотация:
Решение задачи определения структуры управляемой динамической системы и формирование соответствующих законов управления требует детального анализа реальных экспериментальных данных, методов идентификиции. Методы идентификации моделей поведения систем "летательный аппарат + пилот" успешно развиваются с 60-х годов прошлого столетия. Пилотируемая авиация занимает лидирующие позиции по отношению к беспилотным системам, соответственно актуальность таких задач сохраняется и по сей день. При выполнении полетов пилот опирается на навигационную информацию, выводимую на различные индикаторы, расположенные в кабине летательного аппарата. Пример такого индикатора пилота – индикатор типа "Стрелка". Данная статья посвящена анализу реальных полетных данных четырех летательных аппаратов, пилоты которых выполняли полеты по информации с индикатора "Стрелка". По результатам анализа и с помощью компьютерного моделирования идентифицированы параметры четырех динамических моделей "летательный аппарат + пилот". Модели являются линейными замкнутыми (пилот – регулятор, замыкающий контур управления) динамическими системами 1-го порядка, описанными в виде передаточных функций. Приведены результаты экспериментов, выполненных на симуляторе с использованием каждой из моделей.
Ключевые слова:идентификация, динамические системы, индикатор «Стрелка», поведение пилота.
УДК:
681.5 ББК:
30в6
Поступила в редакцию: 16 января 2023 г. Опубликована: 31 мая 2023 г.