RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Управление большими системами // Архив

УБС, 2025, выпуск 116, страницы 271–297 (Mi ubs1308)

Управление подвижными объектами и навигация

Подходы к планированию скорости для наземных беспилотных транспортных средств

А. Б. Лившиц, И. О. Темкин, А. Ю. Фадеев

НИТУ МИСИС, Москва

Аннотация: Статья представляет обзор методов планирования профиля скорости для наземных беспилотных транспортных средств. Технология автономного вождения находится в фазе активной разработки, и многие задачи уже решены, но с недостаточным для безопасной эксплуатации и масштабирования технологии качеством. Таким образом, эта область является перспективной с научной и инженерной точек зрения. В работе подробно разбираются постановки задачи, описываются различные виды ограничений к итоговому решению, а также рассматривается построение целевой функции в зависимости от требований и используемых методов. Особое внимание уделено ST-графу как инструменту моделирования взаимодействия с другими участниками движения. Также детально анализируются практические сценарии взаимодействия агентов в различных ситуациях, часто возникающих в дорожном потоке. Авторы концентрируют внимание на классе методов построения профиля скорости по известной геометрической траектории. В частности, рассматривается два семейства подходов: динамическое программирование и сведение непрерывной задачи к задаче квадратичного программирования. Подробно разбираются существующие современные методы, основанные на этих подходах, а также предлагаются улучшения и доработки в контексте различных дополнительных требований к решению. Статья служит методической основой для разработчиков систем автономного вождения.

Ключевые слова: беспилотные транспортные системы, профиль скорости, динамическое программирование, непрерывная оптимизация, ST-граф.

УДК: 656.1
ББК: 39.37 + 32.816-04

Поступила в редакцию: 30 марта 2025 г.
Опубликована: 31 июля 2025 г.

DOI: 10.25728/ubs.2025.116.12



© МИАН, 2025