Аннотация:
Представленные математические модели и задачи основываются на результатах и продолжают анализ проблем управления организационно-техническими системами и их комплексной деятельностью, выполненный в предыдущих работах авторов. Проблема разработки и/или освоения технологии комплексной деятельности формализована в виде математической модели, являющейся обобщением вероятностных моделей научения. Исследованы свойства процесса разработки и/или освоения технологии (научения), показана сходимость процесса к состоянию полного освоения технологии, получены аналитические выражения характеристик моделей – среднего времени достижения заданного уровня освоения. Предложены модели научения, описывающие комплексирование элементов технологии – конъюнктивное, дизъюнктивное и параллельное освоение технологии. Разработаны и изучены модели научения в процессе работы и группового научения. в том числе модели «научения научению» - когда интенсивность процесса научения зависит от достигнутого уровня научения. Для всех моделей комплексирования получены аналитические выражения для уровней научения. Исследован асимптотический случай моделей при переходе к непрерывному времени. Показано, частными случаями предложенной модели являются модели экспоненциальных, гиперболических и логистических кривых научения, которые широко распространены в теории научения, теории испытаний систем, тестирования программного обеспечения и смежных отраслях знаний.