Аннотация:
Представлено описание системы ограничений для задачи оптимизации учебного плана направления «Информатика и вычислительная техника». Математическая модель оптимального учебного плана может иметь различные виды целевой функции в зависимости от потребностей составителя. При этом система ограничений выделяет множество допустимых значений, и на практике можно использовать ее решение даже без целевой функции. Кроме базовых ограничений на значения номеров семестров и суммарной трудоемкости дисциплин в учебном году, в систему включены ограничения, которые касаются необходимости установления определенной последовательности некоторых связанных дисциплин. На основании экспертного мнения, полученного путем анкетирования в форме матриц парных сравнений, выделены группы связанных дисциплин и установлены логические соотношения между номерами семестров, в которые их следует установить. При обработке результатов матриц парных сравнений использован новый вариант трактовки. Введено понятие коэффициента очередности дисциплин, имеющее локальный смысл для преобразования в значение номера семестра.