Аннотация:
Рассмотрены основные аспекты электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий web 2.0. Выделен ряд предпосылок, которые повлияли на формы организации учебного процесса: потребность в непрерывном образовании; получение образования без отрыва от производства; индивидуальный график обучения; географические условия; уровень использования информационных технологий в вузе. Отмечены проблемы в электронном дистанционном обучении и пути их решения. Обсуждается специфика построения асинхронного (offline) и синхронного (online) обучения. Для формирования электронного образовательного контента рассмотрен потенциал новых образовательных web-технологий (wiki-среда как совместный инструмент систематизации и аккумулирования знаний; социальные сервисы — как инструмент, реализующий нестандартные образовательные подходы в режиме реального времени; сервисы прикладных программ для работы над совместными проектами и групповой работы с режимом доступа с любого устройства). Для управления электронным образовательным контентом рассмотрена модульная обучающая среда Moodle, которая позволяет аккумулировать большой объем структурированной информации в рамках образовательной тематики. Выделены основные компоненты для проектирования электронного ресурса: информационный контент, лабораторный практикум, тематические контрольные работы, интерактивные компоненты. В качестве практической реализации технологий дистанционного обучения на платформе Moodle разработан и внедрен образовательный web-портал. В рамках реализуемого проекта, нацеленного на развитие системы профессионального IT-образования, разработаны и успешно внедрены экспериментальные IT-курсы по дисциплинам «Информационная безопасность» и «Управление проектами». Предложенные образовательные технологии позволяют существенно улучшить качество образовательной деятельности для всех уровней и форм обучения.