Аннотация:
Рассматриваются особенности подготовки высококвалифицированного персонала энергетических предприятий, готового к самостоятельным решениям научно-технических задач и обладающего системным видением производственных процессов. На основе анализа компьютерных обучающих систем, используемых в учебном процессе учебно-тренировочных центров при подготовке персонала предприятий, сделан следующий вывод: для активизации учебной деятельности слушателей целесообразно использовать интерактивный способ взаимодействия пользователя с системой. Рассматривается построение учебного курса для интерактивных компьютерных обучающих систем, включающее отбор и систематизацию учебного материала, соответствующего образовательной программе. В качестве модели предлагается использовать когнитивные карты, которые отображают связи между изучаемыми материалами в виде ориентированного графа. Заданные отношения между концептами указывают характер и степень влияния одного концепта на другой, назначенные веса характеризуют важность знания одного концепта при изучении другого. Для выбора списка концептов и определения отношений влияния между концептами используется метод экспертных оценок. Вводится значение приоритета прохождения обучения для каждой из траекторий, которые являются подграфами заданного графа. Расчет приоритетов происходит на основе парных сравнений, которые выполняются группой экспертов в ходе коллективного обсуждения. Так как в зависимости от разных условий обучения общая трудоемкость учебного курса может варьироваться, то в рассматриваемую модель вводится ограничение на время. Такой подход позволяет создавать интерактивные компьютерные обучающие системы, предоставляющие обучающемуся возможность выбора индивидуальной траектории обучения с учетом приоритета изучаемых разделов учебного материала и заданного времени подготовки персонала.
Ключевые слова:интерактивная компьютерная обучающая система, модель учебного курса, индивидуальная траектория обучения, нечеткая когнитивная карта, метод экспертных оценок.
УДК:
004.81+377.44
Поступила в редакцию: 22.01.2016 Исправленный вариант: 24.02.2016