Аннотация:
Проведено исследование безотказности пассивно резервированных подсистем летательных аппаратов с учетом допусков на уменьшение их выходных параметров при внезапных отказах элементов. Исследовано влияние величин безотказности элементов, допусков двух уровней и кратности резервирования на безотказность пассивно резервированных подсистем в целом, приведены примеры таких подсистем. Представлены результаты, учитывающие особенности подсистем летательных аппаратов с учетом допусков. В первую очередь к ним относятся наличие назначаемых по техническим условиям и реализуемых допусков, определяемых структурой резервирования; реализация каждого допуска при различных значениях кратностей резервирования; реализация основной сетки допусков методами некратного резервирования; наличие критических вероятностей сужающих диапазон безотказности элементов, где выгоден данный вид резервирования от диапазона $0$–$1$ до диапазона закритической области $(p_{kr}-1)$. Исследовано влияние величин безотказности элементов, допусков двух уровней и кратности резервирования на безотказность пассивно резервированных подсистем в целом и в закритических областях. Показано, что минимальные кратности резервирования в интересах повышения безотказности рассматриваемых подсистем летательных аппаратов выгодно применять только при больших допусках и низких вероятностях безотказной работы их элементов. При «жестких» допусках и любых величинах безотказности элементов, а также при больших допусках (более $25 \%$) высокие показатели безотказности данного класса подсистем летательных аппаратов могут быть достигнуты только при больших кратностях резервирования. Установлено, что существуют экстремальные разности безотказностей пассивно резервированной подсистемы и ее элемента, что позволяет ставить задачу разработки высоконадежных пассивно резервированных подсистем летательных аппаратов с учетом допусков из сравнительно малонадежных элементов.