RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2021, номер 3, страницы 134–142 (Mi vagtu687)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание RLCP-совместимых виртуальных лабораторий для обучения базовым алгоритмам на нейронных сетях

Л. С. Лисицына, М. С. Сенчило, С. А. Телешев

Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация: Описаны принципы разработки RLCP-совместимых виртуальных лабораторий, на их основе созданы две виртуальные лаборатории «Алгоритм последовательного распространения сигналов в перцептроне» и «Алгоритм обучения перцептрона на основе метода обратного распространения ошибки» для освоения на практике базовых алгоритмов на нейронных сетях (НС). Виртуальные лаборатории состоят из двух независимых модулей – виртуального стенда и RLCP-сервера. Виртуальный стенд реализует визуальное отображение данных варианта задания и предоставляет слушателю инструменты для формирования и редактирования промежуточных решений и ответа. Поскольку предполагалось, что это будут виртуальные лаборатории для первого знакомства с НС, в качестве исходных данных использованы простейшие архитектуры НС в виде однослойных перцептронов. А в качестве базовых алгоритмов использованы алгоритм последовательного распространения сигналов в НС (ВЛ1) и алгоритм обучения НС с учителем на основе метода обратного распространения ошибки (ВЛ2). Для автоматической генерации равносложных и валидных заданий предложены алгоритмы, которые показали высокую эффективность (среднее время генерации индивидуального задания на стенде ВЛ2 у студента составило не более 3 с). Экспериментально установлено, что такие виртуальные лаборатории должны создаваться для использования в двух режимах – обучения и аттестации. Тренинги решения задач с использованием изученных алгоритмов на стендах виртуальных лабораторий в режиме обучения с диагностированием допущенных ошибок существенно повышают результативность аттестаций у студентов.

Ключевые слова: RLCP-совместимая виртуальная лаборатория, нейронная сеть, RLCP-сервер, базовые алгоритмы на нейронных сетях, перцептрон.

УДК: 378.1

Поступила в редакцию: 17.05.2021

DOI: 10.24143/2072-9502-2021-3-134-142



© МИАН, 2024