RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2021, номер 4, страницы 113–125 (Mi vagtu699)

Эта публикация цитируется в 1 статье

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Онтологическая модель процесса взаимодействия образовательного контента и обучаемого в архитектуре интеллектуальных обучающих систем

Н. В. Пустовалова

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация

Аннотация: Рассматривается использование образовательного контента в условиях изменившихся требований к образовательному процессу. Организация современного образовательного процесса рассмотрена с точки зрения концепции экосистемы, учитывающей взаимодействие биотических (акторов) и абиотических (архитектура информационных технологий, стандарты и спецификации) компонентов. Для описания процессов использования образовательного контента в информационной обучающей системе университета представлена модель «as-is» в нотации EPC. Определены основные перспективные функции использования образовательного контента для реализации в архитектуре информационных технологий. С учетом анализа литературных источников определена концепция реализации интеллектуальной поддержки процессов использования образовательного контента в контексте архитектуры информационных технологий университета. С точки зрения создания индивидуальной среды обучения (Personal Learning Environment), а также внедрения интеллектуальных средств поддержки образовательного процесса предлагается реализовать в формате онтологий две модели: модель образовательного контента и модель обучаемого. Модель образовательного контента представлена в виде онтологии Protégé. Кратко охарактеризованы классы онтологии, связи между ними и данными, доступными в информационной системе университета. Описан общий подход к интеграции такой модели в типовую архитектуру информационной системы университета для последующей разработки средств интеллектуальной поддержки акторов образовательного процесса (а именно разработчиков контента). Для отображения подхода использована модель прецедентов UML. При рассмотрении вопросов интеграции учитывался опыт использования таких спецификаций и стандартов, как LOM IEEE, SCORM, TinCanApi, а также принципы работы современных систем управления обучением и контентом. Описаны перспективы дальнейшей работы, общая методология дальнейшего исследования, первым этапом которого является представленная работа.

Ключевые слова: модель образовательного контента, модель обучаемого, Personal Learning Environment, индивидуальные особенности обучаемых, онтология, интеллектуальная поддержка.

УДК: 004.82

Поступила в редакцию: 19.05.2021

DOI: 10.24143/2072-9502-2021-4-113-125



© МИАН, 2024